Главная О газете Наш прайс-лист Наши партнеры Частные объявления







Главная / Категории / Районные будни / Самолёты Курской дуги

Самолёты Курской дуги

Для клуба «Наследие» стало уже традицией в дни летних каникул проводить  поисковые вахты в местах прошедших боёв, а также участвовать во всех крупных экспедициях тульского центра «Искатель».

На этот раз было решено сосредоточить основные усилия на подъёме самолётов, сведения о которых имелись в нашем распоряжении.

Один «Ла-5» 
из сотни

Командир отряда «Орловский рубеж» Александр Коссов (ответственный за данный район) предложил провести раскопки на основании полученной  информации: местный житель обнаружил на хлебном поле фрагменты алюминия, что чаще всег, указывает на место падения самолёта. Информация подтвердилась и в первый свой приезд мы смогли вырыть шурф глубиной в два метра и  три шириной. Но  обломки крылатой машины уходили глубже и немного в сторону от вырытого шурфа.
  В наши головы пришла спасительная  мысль:  поискать в ближайших населенных пунктах экскаватор, что значительно ускорило и облегчило исследования. Экскаватор вскоре мы нашли, и через неделю к нашему следующему приезду работа пошла не в пример быстрее.  С мощной техникой работается  веселее,  и уже через несколько часов дело было сделано: мы добрались до двигателя самолета. Вернее, до того, что от него осталось.
  Удалось установить, что найденные обломки – это истребитель «ЛА-5», погибший в июле 1943года. Вечером в лагере мы чистили фрагмента самолёта в надежде найти детали с номерами. К сожалению, поршни двигателя, на которых всегда проставлялись номера, безвозвратно окислились и утеряли информацию. Уже в полной темноте, ближе к полуночи, мы были «вознаграждены» - удалось найти четырёхзначный номер на противовесе коленвала, продублированный в двух местах.
Вероятнее всего, перед нами последние цифры номера двигателя (на ЛА-5 стоял звездообразный мотор М-82, а полный номер был семизначным).
  Работали мы наездами – по два выходных дня и, вернувшись в очередной раз в Щекино,  проинформировали  о находке знакомых любителей авиации. Те, в свою очередь, незамедлительно приступили к поиску документов о погибших и пропавших самолётах в интересующем нас месте.
На сегодняшний день  наши поиски продолжаются. Осложняет их то, что неизвестен номер двигателя. Именно по нему можно определить и номер самолёта, а значит и фамилию лётчика, который погиб в том бою. С обломками истребителя  мы обнаружили фрагменты костей  советского пилота.
И вновь удача!

Поиск затрудняет и то, что на полях Курской битвы лежат сотни крылатых машин. Только 5 июля ( в первый день Курской битвы), на данном участке фронта  на аэродром не вернулись  сразу 18 «ЛА-5», входившие в один из истребительных авиаполков.
 А ведь тяжёлые бои в воздухе продолжались две недели, и летал на этом участке  не один полк, но целая 16-я Воздушная армия (сотни самолетов!)
  Проходит две недели и в середине октября мы вновь и той же командой выезжаем на Тросну. На этот раз решено исследовать место падения ещё одного «ЛА-5», который  также ждал своего часа.
  Оказалось, что боевая машина вошла в землю на 2,5 метра и развалилась, большей частью, на поверхности. Затем, металл убрали с пахотного поля, а воронку засыпали.
  Видимо, убрали и большую часть останков лётчика-истребителя (то, что не сгорело), а нам попалось немногое из того что осталось под землёй: мелкие косточки и пряжки парашюта (наличие деталей парашютной системы – это верный признак того, что в момент падения пилот находился в кабине).
Проверка фрагментов самолета, пока не дала нам никакой цифровой информации.
Третья
находка

Вечером того же дня, пока группа работала в поле на высоте 237,7, я решил проверить берег реки Неручь в том месте, где кто-то из местных жителей распахал участок в зарослях травы и кустарника (весь берег, кроме этого места, полностью зарос).
  Бывает же! Сразу стали попадаться кусочки авиационного алюминия и рваные гильзы калибра 12,7мм. Где-то, совсем рядом, у меня под ногами, было место падения очередного самолета. То ли  истребителя «ЯК», то ли штурмовика «ИЛ-2». Уже в тусклом свете заходящего солнца место это, пусть и приблизительно, было определено. Понятно, что ночью не спалось.
А поутру, пока часть группы рыла окопы на высоте, мы проверили вчерашнее место глубинным прибором. Всё точно, можно копать.
  Итак, перед нами был  «ИЛ-2». В землю не ушёл, а лишь  задел её, вскрыв  грунт только  на 1,5 метра (для бронированного штурмовика это не глубина!). Поэтому большие обломки были убраны и использовались жителями деревни (её теперь нет). Нам попались лишь небольшие фрагменты.
Интересными находкам  стали лопасть винта и распределительный вал двигателя АМ-38Ф, детали бортовых приборов. На то, что самолет был вооружён пушкой «ВЯ»,  пулеметами «УБТ» и «ШКАС», указывали многочисленные патроны и снаряды сгоревшего боезапаса. Следы экипажа отсутствовали, может быть, лётчикам удалось спастись.
  Это был мой 21-ый найденный самолёт.
Кроме самолётов, нами был найден безымянный советский солдат-пехотинец, 72 года пролежавший под колеёй заросшей полевой дороги.
  Вечная Вам память, солдаты!
Андрей МАРАНДЫКИН,
руководитель
отряда «Наследие»                                  

admin
01.12.2015
Записей нет

Добавить комментарий
Ваше имя

Текст комментария

Получите код
Код подтверждения
Добавить

Поиск по сайту









Самые свежие новости города Щекино и Щекинского района читайте в нашей газете "Щекинский вестник" и на нашем сайте vestnikschekino.ru

© 2011-2013 Газета "Щекинский вестник" г. Щекино Тульской области